«Задолбало это тупое шоу, а жену не оторвать как смотрит»; «Сейчас со своей разругался, как привязанная сидит»; «Тёща моя тоже смотрит и верит, потом ещё обсуждают по часу, почему да кто»; «Дичайший сон разума!»; «Я с мамой воевала, а теперь думаю – ну, в радость ей, пусть смотрит, если советов о здоровье там не дают и денег не просят…»
Тысячи подобных реплик встречаются на форумах, посвященных нашему ТВ. Обсуждая любимые/ненавистные программы, самые близкие люди превращаются в непримиримых врагов и устраивают бешеную резню. Впрочем, у обеих сторон мало аргументов, всё сводится к бестолковому спору «верю – не верю». На этом фоне Anews припомнил несколько скандальных историй с разоблачением популярных программ.
Для начала небольшой пример, чтобы стали понятны масштабы «телепритворства». Иркутянин Михаил Коткин, полуфиналист «Новой волны», попав в Москву, кочевал по нескольким шоу, и везде под разными личинами.
В «Поле чудес» его нарядили цыганом и выдали заранее приготовленные подарки, которые он должен был традиционно преподнести в студии, выдав за свои.
В шоу «Давай поженимся» из него сделали подобие Аладдина – восточного человека в чалме, велели назваться Майклом и прибавить себе несколько лет. При этом почти всё, включая рассказанную «историю любви», как он позже признался, было заученным сценарием.
У тех, кто узнал настоящего Мишу, возник резонный вопрос: а как же астролог Василиса Володина составляла его гороскоп – по вымышленной дате рождения?
Хотя это ещё невинные приёмы. В других случаях ради эффектной картинки, большего воздействия на зрителей и, конечно, рейтингов телевизионщики действуют куда более цинично.
«Битва экстрасенсов»
В феврале 2017-го программа отметила 10-летие в эфире. За 17 сезонов она породила больше «колдунов» и «ведьм», чем школа чародейства и волшебства в «Гарри Поттере». Разница в том, что первые – реальные люди и в дальнейшем очень ловко «шаманят» за реальные деньги. Хотя некоторые выпускники программы побывали в тюрьме за обман, а сама она получала антипремию за популяризацию лженауки, всё новые толпы «сверхъестественных дарований» валят на кастинги и обширная аудитория по-прежнему верит всему, что видит.
Сейчас в каждом выпуске дают понять, что не отвечают за деятельность «экстрасенсов» в жизни, и призывают не платить им деньги. Но ведь куда убедительнее этих слов выглядят «чудеса наяву», демонстрируемые с экрана – неудивительно, что внушаемые зрители потом выстраиваются в очередь к «ясновидцам»-финалистам, которые порой берут по 50-100 тысяч рублей за 20-минутный сеанс.
Участница Вера Шемонаева: «Массы людей просто рванули за помощью к новоиспечённым звёздам прорицания, а в итоге оказалось, что способности некоторых из них на голубом экране и в жизни резко диссонируют. Люди перестали верить в себя и свои силы и готовы отдать любую сумму за то, чтобы их проблемы решил кто-то другой, не понимая, что в 90% случаев – это попросту обман».
Каковы бы ни были мотивы женщины, которая именует себя «чёрной ведьмой» и тоже ведёт приёмы, эти её слова звучат разумно.
Что и говорить, если даже мать и дочь Вороновы – Иоланта и Росса, которых выгнало жюри и сам ведущий Марат Башаров открыто назвал шарлатанками, остаются востребованными.
Впрочем, в остальном Башаров стоит горой за шоу и уверяет, что оно не постановочное. Его аргумент – настоящие слёзы радости или горя у людей, обратившихся в программу со своими непридуманными бедами. Так он ответил на уже знаменитое разоблачение бывшего ведущего «Битвы…» Михаила Пореченкова, который спустя годы, в марте 2017-го, вдруг заявил: «Я с ними долго работал. Калды-балды, как в детстве говорили. Всё враньё! Да, полностью. А что тут не разглашать? Правду говорю. Я всех расстроил?»
Пореченков отказался углубляться в тему и что-либо доказывать, но даже эти его слова подняли бурю. Ряд знаменитостей, работающих в программе или бывших её гостями, осудили актёра и принялись убеждать, что всё правда. Но нашлись и те, кто его поддержал.
Теле- и радиоведущая Катя Гордон решила всем напомнить, что именно её команда юристов первой в стране открыто заявила, что «Битва…» – это сценарий и постановка. «Мы не были против шоу или канала ТНТ, но мы были против одурачивания страны и пропаганды бреда, шарлатанства и незаконного подлого бизнеса. Спасибо, Пореченков, что всё в порядке с совестью!»
Вера Шемонаева: «Во-первых, в том, что шоу идёт по сценарию, признаются самые смелые участники проекта, ведь у каждого из них контракт о неразглашении процесса съёмок. Во-вторых, проекты разоблачения в сети – дело не новое, и те, кто хочет видеть правду, – видят, а кто хочет быть обманутым, продолжает верить в чудо. В-третьих, из выпуска в выпуск одни и те же фразы, хронология, это очень трудно не заметить».
Певица Наргиз Закирова, гостья «Битвы экстрасенсов» в 2014 году: «Я жутко пожалела о том, что ввязалась во всё это. Потом я поняла, что это полная чушь, и меня развели как маленькую девочку… Это просто был дурацкий, абсолютно нечестный и лживый развод».
Финалист 6-го сезона Зираддин Рзаев: «Я частично согласен с Михаилом, потому что в последних сезонах «Битвы экстрасенсов» видел, как участники разговаривают с фантомом, показывают приёмы карате… Эти люди просто играют, это шоу на 99,9%! Особенно это очевидно после участия таких героев, как Пахом».
Кстати, о Пахоме. Дед Пахом в «Битве…», Сергей Пахомов в жизни – это скандально известный и даже культовый в своих кругах эпатажный артист и художник, называющий свою собственную деятельность «смесью идиотизма и абсурда». Он участвовал в программе в 2015 году, был фаворитом зрителей и жюри, мог стать победителем, но добровольно покинул проект, уступив место тем самым «шарлатанкам» Вороновым.
Вот его собственные слова: «Дед Пахом – это собирательный образ. Некий простофиля, не вытирающий носа, не стригущий ногтей. Глас народа».
«Во времена распутицы я создал собственный мир со своими демонами, всё как в хорошей японской манге. Потому меня так любят подростки, потому что я для них знакомый герой, такой срущий весёлый дедушка да ещё и колдун. Это цельная картинка, которую можно брать и вставлять куда угодно – от рок-оперы до документального фильма».
«Битву экстрасенсов» разоблачали и ранее. Михаил Лидин, один из основателей Премии имени Гарри Гудини (1 млн рублей первому, кто сумеет продемонстрировать паранормальные способности в ходе строго контролируемого научного эксперимента), публикует свои улики на YouTube, и эти видео набирают миллионы просмотров.
Лидин: «Всю основную работу делают редакторы. Они собирают информацию и дозировано выдают её участникам, а потом экстрасенсы просто разыгрывают спектакль перед приглашёнными гостями».
А хуже всего, по мнению критиков, то, что в качестве заданий для «экстрасенсов» берутся настоящие человеческие трагедии. В надежде найти ответы люди заново переживают все самые тяжёлые эмоции, связанные с гибелью своих родных, и в итоге остаются обманутыми.
Одна из участниц кастинга «Битвы экстрасенсов» Кая Соловьёва (также мелькнула в реалити-щоу «Дом 2») рассказала в сети: «Герои в программе настоящие почти все. И трагедии реальные. И слёзы. И надежда на помощь. Только эти люди сами рассказывают все подробности создателям программы. Снимается сюжет, интервью с соседями и очевидцами. А дальше на площадку выходит экстрасенс, который рассказывает несчастным людям, как же всё произошло по его мнению. И людей очень жалко. Потому что ждут чуда».
Она открыла и другие возмутительные секреты закулисья: «После испытаний самым ярким участникам кастинга позвонили и сказали, что если они хотят пройти дальше, то необходимо заплатить. Среди них были и те, кто правильно ответил, что было скрыто в конверте и за ширмой, и те, кто ничего не увидел. Вариантов оплаты было два. Можно получить несколько слов подсказки за 50 000 или сразу оплатить 1-е, 2-е или 3-е место. 1-е стоило 4 млн рублей на тот момент».
По её словам, когда потенциальные участники отказывались, потому что у них попросту не было таких денег, звонки стали поступать от магических салонов Москвы. «Владельцы салона готовы были оплатить участие экстрасенса в «Битве…», но после этого он обязан был работать на них определённое контрактом время».
«Многие, кто приезжают на кастинг, действительно способности имеют различные, — заключила Кая. — И встречаются очень сильные персонажи. Но всякий раз видеть сквозь стены, определять цвет обоев в квартире умершей бабушки, безошибочно находить людей… Всё это из области фантастики и просто невозможно. В таких объёмах и таких масштабах».
«Орёл и решка»
Вот уже 6 лет программа о путешествиях приковывает к экранам зрителей России и Украины благодаря козырной задумке: показывать в реальных условиях, как в одном и том же городе мира можно провести выходные со скудным бюджетом в 100 долларов и с неограниченной «золотой» картой. Ведущие разыгрывают, кто будет «бедняком», а кто «богачом», бросая монетку – отсюда и название.
И вдруг в апреле разразился скандал. Одна из ведущих, Регина Тодоренко, простодушно призналась на встрече с поклонниками, что тот, кому выпадает «золотая» карта, на самом деле не живёт в тех шикарных отелях, которые показывают по телевизору, а ночует там же, где коллега-«бедняк». Всю роскошь, по её словам, снимают за 2-3 часа в гостиницах, предоставленных по бартеру. Ведущий-«богач» даже не может полноценно искупаться в местном бассейне или полежать в джакузи – только «ножки помочить» ради съёмки.
Про «золотую» карту Регина сказала, что она существует, но лишь как символ богатства: «Потому что всё-таки эта программа, которую мы снимаем, в некоторых моментах – это постановочное шоу».
Зрители были в смятении, многие сочли себя обманутыми. Дело приняло такой оборот, что пришлось вмешаться высшему руководству. Одна из главных продюсеров Нателла Крапивина обвинила Регину в лжи, некомпетентности, невовлечённости в проект и даже в стремлении таким образом создать себе рекламу.
«Она не является организатором съёмочного процесса, не обладает реальной информацией. «Золотая» карточка – это не символ, это реальные деньги, которыми продюсеры распоряжаются в рамках программы в неограниченном количестве. Безусловно, мы не можем потратить за уик-энд больше, чем физически возможно, и это, пожалуй, единственное ограничение», — заявила Крапивина. И добавила, что Тодоренко ввела в заблуждение поклонников передачи, которая «честно и достоверно рассказывает о том, как можно провести выходные с разными бюджетами».
Регина наскоро попыталась оправдаться в Инстаграме, намекнув, будто её слова вырвали из контекста. (В том, что это не так, вы можете убедиться, послушав этот короткий отрывок её выступления). «Бывают моменты, когда приходится очень быстро снимать в отелях или ресторанах, потому что за один день нам нужно побывать в 10 местах одновременно. Мы просто физически не успеваем пожить в клёвых номерах, сроки съёмок слишком сжаты», — написала она. Тем не менее продюсеры обещали наказать её крупным штрафом и, возможно, увольнением.
Вместе с тем, ещё задолго до скандала, директор и продюсер Елена Синельникова, отвечая на вопрос, отразился ли кризис на расходах на «золотую» карту, лукаво сказала: «Она же безлимитная». А дальше по ходу беседы выяснилось, что все расходы утверждаются или запрещаются продюсерами, то есть, никто из ведущих не может ничего купить без их одобрения.
А вскоре после признания Тодоренко реальные туристы Павел Котиков и Лена Гитт, которые ведут свой блог о путешествиях, «разоблачили» серию «Орла и решки», посвящённую Джакарте. Они сами провели в столице Индонезии 3 дня и заключили, что «многое из показанного в серии – откровенная, неприкрытая и притянутая за уши чушь». Они опровергли 8 прозвучавших в передаче утверждений, от невозможности добраться на автобусе из аэропорта до мерзостей уличной еды.
Например, виды Джакарты.
«Ложь: Вид со смотровой на Монументе независимости Регина комментирует так: «Серо, грустно и всё в тумане. И ради этого люди стоят в очереди…?»
«Правда: Отличный вид! Похоже на то, что оператор специально повернул камеру в сторону самых убогих домов. Да и смог в Джакарте не всегда бывает».
«К чему это мы? Да к тому, что телеформат обязывает показывать всё самое необычное, а если сенсации нет, то приходится сгущать краски и выдумывать сложности на ровном месте, — пишут туристы-блогеры. — Судить о городах и странах по шоу «Орёл и решка» однозначно не стоит, ведь порой итоговый материал зависит от того, что заранее придумал сценарист или куда решил повернуть объектив оператор ради картинки поэффектней».
«Прожекторперисхилтон»
Нынешней весной остро-юмористический «междусобойчик» вернулся после 5-летнего перерыва в том же блистательном составе – Ургант, Светлаков, Мартиросян, Цекало – и знакомом формате. Четвёрка ведущих плюс приглашённый гость обсуждают темы и цитаты недели и комментируют газетные заметки. Программа, во всяком случае, в её изначальном варианте, была построена на импровизации и этим завоевала народную любовь.
Но в 2011 году «телекиллер» Сергей Доренко, побывавший в ППХ гостем, изрядно подгадил фанатам передачи, написав в Фейсбуке после съёмок: «Шутки актёрам Пэрисхилтон пишет сценарист, они просто херачат с листа 3 часа. Потом монтаж делает из этого меньше получаса. Это удивило». В доказательство он выложил текстовый фрагмент сценария программы, которому полностью соответствовали шутки из выпуска.
Хотя сами ведущие, а также пресс-служба «первой кнопки» не раз признавали, что часть шуток пишется заранее, многие зрители были всерьёз расстроены «открытием», что не всё в программе импровизация. Некоторые и сами уличали её в постановке (в кадр пару раз случайно попадали листки с напечатанными репликами) и даже в плагиате.
Впрочем, СМИ и раньше пытались вывести программу «на чистую воду», однако победа осталась за юмористами.
Корреспондент «Комсомолки», побывавший на съёмках: «Сколько в программе «домашних заготовок», определить, конечно, сложно. Тем более что все они удачно замаскированы под импровизацию. Но лично по моим наблюдениям, процентов 20».
Его коллега из «Частного корреспондента» поведала, что удачные шутки ведущие подыскивают примерно как при обсуждении вопроса в «Что? Где? Когда?», где за минуту игроки выдают кучу версий, включая самые нелепые. В итоге смешной получается примерно треть из всего сказанного. «Тем не менее шутят действительно сами и экспромтом, чем вызывают большое уважение и восхищение».
«Дом-2»
Придуманное с нуля в России, «реалити-шоу о любви» держится в эфире вот уже 13 лет, опираясь на непоколебимые рейтинги и несмотря на протесты критиков. Некоторых участников и ведущих оно вывело в суперзвёзды шоу-бизнеса, так что масса людей по-прежнему считает его прямой дорогой к лёгкой славе и стремительному успеху. А тем немногим, кто принципиально не смотрит телик и не видел ни одного выпуска, оно знакомо хотя бы потому, что давно стало синонимом пошлости и кретинизма.
В 2008 году закулисные тайны «Дома-2» раскрыл документальный фильм «Девственность». Широкие массы его не видели, но тех, кто имел такое «удовольствие», ждал шок. Было показано, что герои даже в мелочах действуют под диктовку сценаристов и редакторов, и что создатели программы жестоко манипулируют примитивными инстинктами и страстями участников, готовых пойти на всё, лишь бы остаться в проекте. Судя по фильму, им буквально говорят, кому «отдаваться».
Не так давно это подтвердили двое бывших обитателей «Дома-2». Алексей Самсонов рассказал, что всё происходит по сценарию, вплоть до того, что героев заставляют выдумывать небылицы про себя и других ради «движухи» на шоу и роста рейтингов. Ему, например, пришлось соврать, что он «спал» с двумя участницами, мамой и дочкой. Это вызвало нужный накал страстей.
«Из-за того, что у меня давно не было отношений, редакторы ко мне подошли и сказали: нужно что-то делать, — рассказал Алексей в Periscope. — Предложили признаться, что у нас с Ритой были отношения. Мы «спали» по желанию продюсеров. Видать, им этого оказалось мало, они попросили сказать вдобавок и про Ирину Александровну. Она возмущалась. Мы с ней разругались. Я неправильно поступил: всё было обманом. Нас редакторы проекта развели, как лохов. На «Доме-2» 90% – сценарии, а 10% – жизнь. Ведь гораздо приятнее смотреть не на поцелуйчики и обнимашки, а на скандалы».
Вслед за ним разоткровенничалась Екатерина Король. Она подтвердила историю Самсонова и добавила кое-что от себя. «Да, на проекте сценарий и всё циклично. В эфир попадает только то, что нужно руководству. Ни для кого не секрет, что «Дом-2» – это быстрый способ стать известным и разбогатеть. Для повышенной зарплаты (более 150 000), нужно держать эфиры. Например, быть рапунцель, трулялёй или реально беременеть и приводить семейство, чтобы унижать родителей и выносить грязь на всеобщее обозрение. Я не берусь осуждать проект, это шоу и каждому своё. Я просто сказала правду».
Судя по другим признаниям покинувших проект, фальшь начинается ещё на кастинге, где, вопреки заявленным целям программы, отбирают не тех, кто мечтает «построить любовь», а людей, которые впишутся в обстановку интриг и скандалов. Соответственно, у более разнузданных и циничных шансы выше.
Участники также проговаривались, что за самые смачные конфликты в эфире организаторы платят бешеные деньги (например, 1 млн рублей), а ради такого куша «скандалисты», прошедшие кастинг, пойдут на что угодно.