В нашей стране просто обожают ставить памятники. Трудно придумать предмет, который на просторах нашей необъятной еще не отлили в бронзе и торжественно не открыли бы.
К сожалению, количество монументов говорит далеко не в пользу качества: подавляющее число скульптур имеет жуткие анатомические погрешности и безвкусный вид, хотя и привлекает туристов и местных зевак.
“Умный журнал” рассказывает о самых уродливых, нелепых и пошлых памятниках, установленных в России за последние годы.
“Срамная выпускница”. Сергиев Посад
22 июня 2017 года в подмосковном Сергиевом Посаде был открыт памятник, посвященный школьникам, в чью жизнь сразу после выпускного вечера 1941 года безжалостно ворвалась война.
Однако среди местных жителей скульптура моментально вызвала скандал.
Дело в том, что девушка-выпускница выглядит обнаженной — зритель без труда может заметить явно выделяющиеся соски. Если посмотреть на памятник сзади, создается впечатление, что кроме юбки на вчерашней школьнице вообще ничего не надето.
Автором оскандалившейся скульптурной пары, кстати, выступил священник и по совместительству председатель Тверского отделения Союза художников России Евгений Антонов, который искренне не понял народного возмущения:
“Это аллегория молодости и свежести. Одежда на фигурах есть. Просто через нее просматриваются детали, которые нельзя отрицать. Как нельзя отрицать человеческую физиологию. Женские формы очерчены мной преднамеренно, поскольку девушка символизирует жизнь, мир, счастье. А вот в юноше «заложено» предчувствие войны — его фигура напряжена, а взгляд печален”, — рассказал отец Евгений.
Жителям Сергиева Посада такая трактовка убедительной не показалась.
“Служители церкви со всех подмостков призывают к целомудрию, а тут пошлость и безвкусицу лепят!” — заявляли участники соцопроса, проведенного местными журналистами.
В конце концов художнику пришлось сдаться под натиском общественного негодования и “одеть” голую выпускницу, дабы срамная всероссийская слава памятника наконец утихла.
И хотя торчащие соски скульптор устранил, к памятнику по-прежнему остался ряд замечаний, например, непропорционально большие ноги и анатомически неверные позы вальсирующих.
“Эксгибиционист”. Покров
По заверениям прессы, “Шоколадная фея”, открытая в 2009 году на деньги одного из крупных пищевых концернов, является первым в мире памятником шоколаду.
Жители скульптуру восприняли достаточно тепло, но, вероятно, из-за того, что город Покров в принципе не очень богат на достопримечательности.
Внешне трехметровая статуя напоминает не то женщину со вспоротым животом, не то эксгибициониста, выпрыгивающего из кустов и распахивающего плащ перед вашим лицом.
Забавно, что этот шоколадный мутант еще и держит в руке маленькую шоколадку, которая в теории должна принести удачу всякому, кто до нее дотронется.
“Два пьяницы”. Москва
Сразу хочется отметить, что данный “шедевр” простоял всего 10 лет, после чего был демонтирован, и на улицах Москвы стало хотя бы на одно скульптурное недоразумение меньше.
Инициатором установки памятника выступил завод плавленных сырков “Карат”, который и объявил конкурс на изготовление проекта.
Среди прочих в жюри конкурса вошел даже такой корифей из мира искусства, как Никас Сафронов.
Зураб Церетели тоже не остался в стороне и предложил соорудить золотой постамент, на него поставить каменную глыбу, а внутри нее вылить стеклянную скульптуру с надписью “Дружба”.
К счастью, идея любимого лужковского скульптора воплощения тогда не получила, хотя и ничего красивого тоже не вышло. Из 150 проектов жюри выбрало гигантских Ворону и Лисицу с сыром.
Сырок тот, кстати, был в 2008 году похищен неизвестными вандалами и найден через пять дней возле соседнего здания.
В 2015 году несуразное бронзовое изваяние было демонтировано.
Некоторые москвичи рассказывают, что им в образах вороны и лисицы виделось два блаженных пьяницы, скинувшихся на закуску в виде копеечной “Дружбы”.
“Шаурма для каннибала”. Москва
Открытый в 1990 году памятник “Дельтапланеризм” работы скульптора Францева должен олицетворять нечто среднее между стремлением человека подняться в небо и крепкой семейной связью отцов и детей.
Звучит идея вполне себе поэтично, но вот жители Ясенево, где расположен монумент, окрестили его “Шаурмой для каннибала”, и их вполне можно понять.
Центральные фигуры мальчика и отца будто бы варварски и хладнокровно насажены на мясной вертел, что, впрочем, не мешает им наслаждаться полетом.
“Конь с яйцами”. Воронеж
В 2007 году на 491-м километре трассы “Дон” возле частного отеля “Яр” был установлен исполинский памятник коню работы скульптора Максима Дикунова.
Одни воронежцы окрестили скакуна Ярыжем, другие же вполне справедливо именуют статую “Конь с яйцами”.
Высота коня — три с половиной метра, а в пасти он держит вырванную откуда-то рельсу.
Хвоста животное почему-то лишено, зато скульптор зачем-то “вставил” ему в задний проход неведомую затычку.
Но самая яркая и провокационная часть монумента — эрегированные человеческие гениталии:
Существует любопытная версия, что конь Ярыж символизирует пороки текущей эпохи: агрессивную сексуальность, грубую силу, безнаказанность и тягу к бессмысленным разрушениям.
“Дуся-агрегат”. Люберцы
Скульптуру “Ребята с нашего двора” открыли в подмосковных Люберцах в 2015 году. На памятнике изображена героиня песни “Дуся-агрегат”, одетая по дворовой моде конца 1980-х годов.
Рядом стоит мужчина с гитарой, поразительно похожий на солиста группы “Любэ” Николая Расторгуева.
Люберчане в целом скульптуру восприняли благосклонно, хотя на местных форумах некоторые писали, что памятник при жизни для солиста Любэ — это как-то слишком.
“Клизма”. Железноводск
Гранитный монумент стоимостью миллион рублей, воспевающий медицинскую клизму появился на территории железноводского санатория “Машук-Акватерм” в 2008 году.
Идея увековечить в бронзе данный предмет пришла в голову бывшему главврачу санатория Александру Харченко под впечатлением от других памятников, воспевающих простые вещи: гаишнику, вяжущей бабушке и так далее.
К тому же, пациентам Кавминвод в день делается не меньше тысячи клизм — ну как после такого не запечатлеть резиновую грушу в окружении трогательных ангелочков на гранитном постаменте.
На открытии “Клизмы” Александр Харченко, выступавший с речью, заявил:
“В прямом и в переносном смысле клизма идет с нами всю жизнь: нам периодически ставят клизму — в школе, армии, институте, на службе”.
Лучше тут и не скажешь.