Музыкальную комедию “Свадьба в Малиновке” давно разобрали на цитаты. И все же главным украшением фильма стали песни!
Между тем события на съемочной площадке по своему накалу ничуть не уступали сценарию. Например: двум главным героиням картины срочно пришлось искать замену. Танец Пуговкина и Федоровой попросили переснять. А еще режиссеру пришлось вызвать на съемки жен артистов.
В 1967 году комедия режиссера Андрея Тутышкина заняла второе место в прокате. Она лишь немного уступила “Кавказской пленнице” Гайдая. “Свадьбу в Малиновке” посмотрели около 75 миллионов человек. Для ее создателей подобный успех был полной неожиданностью.
Герои картины жили в настоящей Малиновке и жили в настоящих хатах. Поначалу кто-то из столичных звезд собирался жить в гостинице в Полтаве, но быстро передумал. Галушки, пирожки и вареники, которые готовили хозяйки для гостей, сделали свое дело.
Хозяйки гордились своими постояльцами и между собой хвастались, что будут готовить для них сегодня. “Сегодня у меня вареники с вишней, а у меня с творогом…” И старались пожирней.
Валентина Николаенко, она же Яринка, вспоминала, как хозяйка хаты ей выговаривала: -Ой худушша, кака худушша!
— Я не хочу кушать.
— Нет. Ты хочешь.
Вот так мы с хозяйкой все время спорили.
18-летняя Валя Николаенко попала на съемки абсолютно случайно. Ее, рыдающую, на “Ленфильме”, заметила ассистент режиссера. Девушка только что снялась в картине “Не забудь… станция Луговая”. И после команды: «Стоп. Снято», чувствовала себя опустошенной. Как вдруг…
— Ко мне подошла женщина и сказала: «Пойдемте со мной». Я с ней пошла. Непонятно зачем. Меня привели в павильон, нацепили косу и сказали: «Давайте попробуем. Если влезешь в костюм, тебя утвердят».
Лариса Голубкина была примерно как я, но чуть выше. Я влезла в костюм.
Оказалось, на роль Яринки была утверждена Лариса Голубкина. Но по непонятной причине она отказалась сниматься. Режиссеру Тутышкину пришлось утверждать Валенитину Николаенко без проб и репетиций. Через три дня съемочная группа была уже в Полтавской области.
Тут возникла новая проблема. Исполнитель роли Андрейки Гелий Сысоев не принял новую Яринку.
— Совсем не принял, паразит. Совсем не принял. Наверно, его раздражал мой щенячий вид. Лариса Голубкина, очевидно, была ему ближе.
Но потом мы с ним подружились. Два раза с отвращением поцеловавшись на площадке, мы с ним подружились.
Молодые актеры пели не сами. За них вокальные партии исполняли профессиональные оперные певцы. Было совсем непросто не только выучить текст, но и имитировать оперное дыхание, да ещё попадать в фонограмму.
С самого начала Валя Николаенко сблизилась с актрисой Людмилой Люлько, которая играла ее мать — солдатку Софью. Но этот актерский дуэт неожиданно распался.
— Она была удивительно добрая и душевная. А так как у меня не было мамы, то я поверила, что она могла бы быть моей мамой.
Мы довольно много сняли. Но прошло время, и стали говорить, что она уехала. Заболела и плохо себя чувствует. Шепотом начали говорить, что у нее онкология. И она не вернулась. В скором времени ушла из жизни.
Валентина Николаенко.
Тутышкин схватился за голову. Начались поиски актрисы на роль Софьи. Актеры приглашали своих жен. Ассистенты обзванивали киностудии. Но неожиданно для всех режиссер утвердил Людмилу Алфимову из массовки.
31-летней актрисе студии Довженко пришлось состариться с помощью грима. За Людмилу тоже пела профессиональная оперная певица.
Так же как для Валентины Николаенко, роль в культовой комедии для Алфимовой стала самой заметной в ее фильмографии. На роль ее мужа Назара был приглашен популярный актер Владимир Самойлов.
Самойлов доставил немало хлопот съемочной группе. Ему не понравился текст одной из песен. Режиссер так и не смог уговорить Самойлова спеть ее.
По мнению критиков, второстепенные герои перевесили главных лирических героев. С этим трудно поспорить. Недаром Зоя Федорова, Михаил Пуговкин, Михаил Водяной получили приз за лучший комедийный ансамбль.
Пуговкина по праву считали душой фильма. На самом деле он мог и не сыграть в картине. Дело в том, что ассистент хотел утвердить на эту роль знакомого артиста балета. Но Пуговкину позвонил сам режиссер. Актер тут же согласился и вылетел на съемки.
В первые же дни родился музыкальный номер, который стал визитной карточкой не только фильма, но и самого артиста. Этот танец он исполнял на всех своих творческих вечерах. Танец, который на экране шел не больше минуты, репетировали полтора месяца.
Еще один комедийный персонаж — Попандопуло, который вызывал дружный хохот в зрительном зале. Михаил Водяной, как и Пуговкин, пел своим голосом. Актер был так органичен, что ходили слухи, будто бы крылатые фразы он придумал на ходу. Однако лихие тексты Попандопуло были написаны автором либретто Леонидом Юхвидом.
В отличие от остальных, Водяной был актером Одесского театра музыкальной комедии. Поэтому чувствовал себя в этом жанре как рыба в воде.
Как водится, массовку в киноэкспедициях набирают из местных жителей. В 1967 году за один съемочный день можно было заработать от 50 копеек до трех рублей. Такие хорошие по тем временам деньги получал тот, кто приходил со своим живым реквизитом: гусем или уткой.
Основные музыкальные номера в фильме исполнили артисты. На втором плане им помогали сельчане. И те, и другие совершили настоящий подвиг во имя искусства. Ведь жара в то лето стояла страшная. До 43 градусов.
Кроме того, на артистов были направлены мощные осветительные приборы. Плясать дубль за дублем, да еще в солдатской одежде, было нелегко. Как только объявляли: “Стоп. Снято”, все валились с ног и долго приходили в себя.
На одну из главных ролей был приглашен кумир конца 60-х Николай Сличенко. Самый известный в СССР цыганский артист с неподражаемым вокалом. 33-летний Сличенко был в полном расцвете сил. После съемок он устраивал концерты для съемочной группы.
Между актерами на съемках сложились очень теплые, почти семейные отношения. Ежевечерние застолья стали традицией. Юную Яринку мэтры к застолью не приглашали. Да и сама девушка держалась от знаменитых артистов на расстоянии.
Михаилу Пуговкину деревенская жизнь была ближе, чем остальным. Он сам родился в деревне и быстро нашел общий язык с местными жителями. В первую очередь с хозяином дома, у которого поселился на время съемок.
В своих многочисленных интервью актеры, сыгравшие главные роли в картине, признавались, что на съемках очень сблизились с сельскими жителями. Местные жители угощали их салом, ряженкой, кормили борщами.
После утомительных съемок на жаре, к вечеру, когда становилось прохладнее, Малиновка оживала. Актеры и сельские жители ходили друг к другу в гости и употребляли горячительные напитки. Как результат: дисциплина в съемочной группе, мягко говоря, начала страдать.
Тогда режиссер Тутышкин принял волевое решение: обзвонил всех жен актеров и попросил их приехать на съемки. После этого ночная жизнь в Малиновке заметно поутихла.
Премьера “Свадьбы в Малиновке” в столице была запланирована в первом в стране широкоформатном кинотеатре “Россия” на Пушкинской площади 25 апреля 1967 года.
Но случилась трагедия. За день до премьеры разбился космонавт Владимир Комаров. Это была первая гибель летчика-космонавта в мировой истории.
Тем не менее в руководстве Госкино решили, что картину, приуроченную к 50-летию революции, переносить не следует. Премьера прошла на ура. Зрители были в восторге. Актеры довольны результатом.
Первая постановка “Свадьбы в Малиновке” была в 1938 году в Театре музыкальной комедии в Москве. Спектакль сразу стал очень популярным. Во время войны, в 1942 году, постановку возобновили в блокадном Ленинграде для поднятия духа жителей.
Экранизация во стократ приумножила ее популярность. Зрители и сейчас смотрят этот фильм, чтобы зарядиться позитивом и в который раз поверить в любовь и верность.