Свадьба в Малиновке. Яринка: «Два раза с отвращением поцеловавшись на площадке, мы с ним подружились»

snapedit_1735839025197

Музыкальную комедию “Свадьба в Малиновке” давно разобрали на цитаты. И все же главным украшением фильма стали песни!
Между тем события на съемочной площадке по своему накалу ничуть не уступали сценарию. Например: двум главным героиням картины срочно пришлось искать замену. Танец Пуговкина и Федоровой попросили переснять. А еще режиссеру пришлось вызвать на съемки жен артистов.

В 1967 году комедия режиссера Андрея Тутышкина заняла второе место в прокате. Она лишь немного уступила “Кавказской пленнице” Гайдая. “Свадьбу в Малиновке” посмотрели около 75 миллионов человек. Для ее создателей подобный успех был полной неожиданностью.

ow9vbbwyykaj9m7vutsotg0alh_ready84

Герои картины жили в настоящей Малиновке и жили в настоящих хатах. Поначалу кто-то из столичных звезд собирался жить в гостинице в Полтаве, но быстро передумал. Галушки, пирожки и вареники, которые готовили хозяйки для гостей, сделали свое дело.

Хозяйки гордились своими постояльцами и между собой хвастались, что будут готовить для них сегодня. “Сегодня у меня вареники с вишней, а у меня с творогом…” И старались пожирней.

Валентина Николаенко, она же Яринка, вспоминала, как хозяйка хаты ей выговаривала: -Ой худушша, кака худушша!

— Я не хочу кушать.

— Нет. Ты хочешь.

Вот так мы с хозяйкой все время спорили.

18-летняя Валя Николаенко попала на съемки абсолютно случайно. Ее, рыдающую, на “Ленфильме”, заметила ассистент режиссера. Девушка только что снялась в картине “Не забудь… станция Луговая”. И после команды: «Стоп. Снято», чувствовала себя опустошенной. Как вдруг…

— Ко мне подошла женщина и сказала: «Пойдемте со мной». Я с ней пошла. Непонятно зачем. Меня привели в павильон, нацепили косу и сказали: «Давайте попробуем. Если влезешь в костюм, тебя утвердят».

Лариса Голубкина была примерно как я, но чуть выше. Я влезла в костюм.

Оказалось, на роль Яринки была утверждена Лариса Голубкина. Но по непонятной причине она отказалась сниматься. Режиссеру Тутышкину пришлось утверждать Валенитину Николаенко без проб и репетиций. Через три дня съемочная группа была уже в Полтавской области.

Тут возникла новая проблема. Исполнитель роли Андрейки Гелий Сысоев не принял новую Яринку.

— Совсем не принял, паразит. Совсем не принял. Наверно, его раздражал мой щенячий вид. Лариса Голубкина, очевидно, была ему ближе.

Но потом мы с ним подружились. Два раза с отвращением поцеловавшись на площадке, мы с ним подружились.

ow9vbblh_ready84

Молодые актеры пели не сами. За них вокальные партии исполняли профессиональные оперные певцы. Было совсем непросто не только выучить текст, но и имитировать оперное дыхание, да ещё попадать в фонограмму.

С самого начала Валя Николаенко сблизилась с актрисой Людмилой Люлько, которая играла ее мать — солдатку Софью. Но этот актерский дуэт неожиданно распался.

— Она была удивительно добрая и душевная. А так как у меня не было мамы, то я поверила, что она могла бы быть моей мамой.

Мы довольно много сняли. Но прошло время, и стали говорить, что она уехала. Заболела и плохо себя чувствует. Шепотом начали говорить, что у нее онкология. И она не вернулась. В скором времени ушла из жизни.

Валентина Николаенко.

scale_1200_ready84-139

Тутышкин схватился за голову. Начались поиски актрисы на роль Софьи. Актеры приглашали своих жен. Ассистенты обзванивали киностудии. Но неожиданно для всех режиссер утвердил Людмилу Алфимову из массовки.

31-летней актрисе студии Довженко пришлось состариться с помощью грима. За Людмилу тоже пела профессиональная оперная певица.

scale_1200-1_ready84-133

Так же как для Валентины Николаенко, роль в культовой комедии для Алфимовой стала самой заметной в ее фильмографии. На роль ее мужа Назара был приглашен популярный актер Владимир Самойлов.

Самойлов доставил немало хлопот съемочной группе. Ему не понравился текст одной из песен. Режиссер так и не смог уговорить Самойлова спеть ее.

По мнению критиков, второстепенные герои перевесили главных лирических героев. С этим трудно поспорить. Недаром Зоя Федорова, Михаил Пуговкин, Михаил Водяной получили приз за лучший комедийный ансамбль.

scale_1200-2_ready84-114

Пуговкина по праву считали душой фильма. На самом деле он мог и не сыграть в картине. Дело в том, что ассистент хотел утвердить на эту роль знакомого артиста балета. Но Пуговкину позвонил сам режиссер. Актер тут же согласился и вылетел на съемки.

В первые же дни родился музыкальный номер, который стал визитной карточкой не только фильма, но и самого артиста. Этот танец он исполнял на всех своих творческих вечерах. Танец, который на экране шел не больше минуты, репетировали полтора месяца.

scale_1200-3_ready84-97-6

Еще один комедийный персонаж — Попандопуло, который вызывал дружный хохот в зрительном зале. Михаил Водяной, как и Пуговкин, пел своим голосом. Актер был так органичен, что ходили слухи, будто бы крылатые фразы он придумал на ходу. Однако лихие тексты Попандопуло были написаны автором либретто Леонидом Юхвидом.

В отличие от остальных, Водяной был актером Одесского театра музыкальной комедии. Поэтому чувствовал себя в этом жанре как рыба в воде.

scale_1200-4_ready84-82-6

Как водится, массовку в киноэкспедициях набирают из местных жителей. В 1967 году за один съемочный день можно было заработать от 50 копеек до трех рублей. Такие хорошие по тем временам деньги получал тот, кто приходил со своим живым реквизитом: гусем или уткой.

Основные музыкальные номера в фильме исполнили артисты. На втором плане им помогали сельчане. И те, и другие совершили настоящий подвиг во имя искусства. Ведь жара в то лето стояла страшная. До 43 градусов.

Кроме того, на артистов были направлены мощные осветительные приборы. Плясать дубль за дублем, да еще в солдатской одежде, было нелегко. Как только объявляли: “Стоп. Снято”, все валились с ног и долго приходили в себя.

На одну из главных ролей был приглашен кумир конца 60-х Николай Сличенко. Самый известный в СССР цыганский артист с неподражаемым вокалом. 33-летний Сличенко был в полном расцвете сил. После съемок он устраивал концерты для съемочной группы.

scale_1200-5_ready84-73-6

Между актерами на съемках сложились очень теплые, почти семейные отношения. Ежевечерние застолья стали традицией. Юную Яринку мэтры к застолью не приглашали. Да и сама девушка держалась от знаменитых артистов на расстоянии.

Михаилу Пуговкину деревенская жизнь была ближе, чем остальным. Он сам родился в деревне и быстро нашел общий язык с местными жителями. В первую очередь с хозяином дома, у которого поселился на время съемок.

В своих многочисленных интервью актеры, сыгравшие главные роли в картине, признавались, что на съемках очень сблизились с сельскими жителями. Местные жители угощали их салом, ряженкой, кормили борщами.

После утомительных съемок на жаре, к вечеру, когда становилось прохладнее, Малиновка оживала. Актеры и сельские жители ходили друг к другу в гости и употребляли горячительные напитки. Как результат: дисциплина в съемочной группе, мягко говоря, начала страдать.

scale_1200-6_ready84-63-5

Тогда режиссер Тутышкин принял волевое решение: обзвонил всех жен актеров и попросил их приехать на съемки. После этого ночная жизнь в Малиновке заметно поутихла.

Премьера “Свадьбы в Малиновке” в столице была запланирована в первом в стране широкоформатном кинотеатре “Россия” на Пушкинской площади 25 апреля 1967 года.

Но случилась трагедия. За день до премьеры разбился космонавт Владимир Комаров. Это была первая гибель летчика-космонавта в мировой истории.

Тем не менее в руководстве Госкино решили, что картину, приуроченную к 50-летию революции, переносить не следует. Премьера прошла на ура. Зрители были в восторге. Актеры довольны результатом.

Первая постановка “Свадьбы в Малиновке” была в 1938 году в Театре музыкальной комедии в Москве. Спектакль сразу стал очень популярным. Во время войны, в 1942 году, постановку возобновили в блокадном Ленинграде для поднятия духа жителей.

Экранизация во стократ приумножила ее популярность. Зрители и сейчас смотрят этот фильм, чтобы зарядиться позитивом и в который раз поверить в любовь и верность.