Коэффициент младенческой смертности — показатель, который стараются снизить все развитые страны. По сути дела, это количество смертей детей в возрасте до одного года на 1 000 родившихся. На эту цифру смотрят, чтобы понять, насколько развита система здравоохранения в той или иной стране, и это в целом характеризует уровень развития государства.
По данным Росстата в январе — июле 2016 года показатель детской смертности снизился до исторического минимума: 6 из 1 000 родившихся. Безусловно, это впечатляющий результат. Но давай ненадолго вернемся в прошлое и узнаем, как рожали детей наши предки. Ведь несколько столетий назад из 10 родившихся детей до года не доживало трое, а до пяти лет — еще двое. «Бог дал — Бог взял!» — так тогда говорили…
В те времена считалось, что рождение и смерть человека разрушают границы между мирами живых и мертвых. У многих народов было принято покидать жилища и уходить, например, в лес, чтобы ничего не могло помешать таинству рождения. У славян тоже рожали не в доме: чаще всего для этого использовалась хорошо истопленная баня.
С женщиной, которой предстояло вот-вот родить, прощались всей семьей. Ее жизнь и вправду подвергалась опасности, ведь если что-то шло не так, исход мог быть неутешительным. Роженице давали в руки кушак, который привязывали к полатям — чтобы держалась. Обязательно перед домашними иконами зажигали венчальные или крещенские свечи.
Чтобы материнская плоть лучше раскрылась и выпустила дитя, женщине распускали косы, раскрывали сундуки, двери, развязывали узлы и открывали замки. Роженице обычно помогала немолодая женщина — бабка-повитуха, которая специализировалась на родах. Кстати, непременным условием для получения подобного статуса было наличие своих здоровых детей.
На родах часто присутствовал муж будущей матери, у славян считалось нормой, чтобы рядом с рожающей женщиной находился любящий и сильный мужчина. У него тоже были свои обязанности: прежде всего он снимал сапог с правой ноги жены и давал ей напиться, затем развязывал пояс и прижимал колено к спине роженицы. Считалось, что это может ускорить роды.
Муж делал еще одну вещь: кричал и стонал вместо жены! Славяне верили, что таким образом он отвлекал на себя внимание злых сил, способных навредить роженице. Стоит отметить, что так делали не только наши предки, подобный обычай бытовал и среди народов Океании.
Как только младенец появлялся на свет, бабка-повитуха перерезала пуповину и завязывала ее. Важным моментом был заговор грыжи. Повитуха трижды закусывала пупок и трижды сплевывала через левое плечо. А еще мама прикладывала ко рту младенца пятку — чтобы спокойным рос.
Еще несколько особенностей. Если рождался мальчик, тогда пуповину перерезали на топорище или на стреле, чтобы в будущем из него вырос хороший мастер или охотник, если девочка — на веретене, чтобы была хорошей рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой с вплетенными в нее волосами отца и матери. Это называлось «повить» (привязать). Отсюда и название «повитуха».
Когда младенца мыли, то приговаривали: «Расти с брус вышины да печь толщины!»Обычно мальчику в воду клали куриное яйцо и какую-нибудь стеклянную вещицу, девочке — только стеклянную. Иногда в чуть теплую воду подкладывали серебро, чтобы ребенок рос богатым, а потом укрывали младенца тканью зеленого цвета, чтобы был красивым да пригожим.
Некоторое время новорожденный лежал сам по себе где-нибудь на скамье, пока не начинал беспокоиться. Тогда его укладывали в зыбку — овальный лубяной ящик, который сделал для него отец. Кстати, отцу первому вручали младенца и он сам укладывал его в зыбку, как бы признавая свое отцовство.
А еще для новорожденного делали колыбель. Это была простая деревянная рама с немного провисающей холстиной, которую крепили к длинному шесту, очепу, что позволяло свободно перемещать колыбель туда-сюда. Над младенцем не должно было быть ничего, что закрывало бы его от ангела.
Уже на другой день к роженице приходили соседи — поздравлять с появлением ребенка. Следует отметить, что женщина уже буквально через несколько дней возвращалась к тяжелому повседневному труду, а за малышом оставалась следить пестунья или, чаще всего, его сестричка.
В те времена рожали довольно часто, женщина сознательно готовилась к тому, что ей предстоит пережить роды с добрый десяток раз. Считалось благополучием и везением, если случалось именно так.