Уже трудно сказать, когда началась мода на 1990-е, но многие с ностальгией и нежностью вспоминают то странное и безумное десятилетие. Страна за минувшие 20 лет изменилась настолько, что многие символы того времени сегодня оказались вне закона. Вспоминаем знаковые вещи и явления из “лихих девяностых”, на которые навсегда наложен запрет.
Спирт “Рояль”
Спирт Royal (в просторечии “Рояль”) стал украшением праздничного стола российских граждан примерно в 1992 году. Производился он в Голландии либо в Польше, а его крепость составляла 96%.
Употребляли спирт по популярному в 1990-х принципу “просто добавь воды” — разводили в нужной пропорции и разливали по бутылкам — выходило дешево и изобильно.
О прямом назначении “Рояля” ходили легенды: одни говорили, что в Европе его используют для протирки оптических приборов, другие — что это жидкость для розжига костров, а третьи уверяли, что им вообще-то нужно мыть стекла.
Тем не менее, опыт перестроечного дефицита подсказывал, что ничего выгоднее и лучше в магазинах не найти.
Популярность этого, с позволения сказать, напитка вызвала волну подделок и массовых отравлений. Окончательно “Рояль” пропал из продажи в середине 1990-х.
Сегодня в России действует закон, запрещающий розничную продажу этилового спирта.
Масло “Рама”
«Мама ела “Раму” — ох, как жалко маму!»
Из фольклора 1990-х
Компания Unilever начала производство маргарина Rama еще в 1924 году, но на российском рынке он появился в 1990-е годы. Покупателей с самого начала смутила подозрительно мягкая консистенция “Рамы”, но при помощи навязчивой рекламы производители уверяли нас, что это особый сорт “мягкого маргарина”.
В 2003 году вышло два новых ГОСТа, один из которых обозначил, что такое маргарин, а второй ввел в наш обиход новое понятие “спред” (от английского “spread” — “намазывать”), навсегда запретив “Раме” называться мягким маргарином.
Хоть сама “Рама” и не запрещена, найти ее в магазинах уже практически невозможно. Скорее всего, ваша бабушка хранит в коробочке из под нее рассаду или нитки.
Реклама сигарет
До 1995 года реклама табачных изделий по телевизору в России была абсолютно легальна, и на ТВ постоянно мелькали веселые ковбои и красивые молодые люди. Затем они исчезли с экранов, а с 2013 года в Российской Федерации в силу вступил закон, запрещающий любую рекламу сигарет.
Стихийная торговля
Тяжелая экономическая обстановка и тотальное безденежье вынуждали людей торговать на улице всем, чем можно и чем нельзя: консервами, одеждой, бельем, овощами с дачи и тем, на что хватало фантазии. Предпосылками для расцвета уличных рынков стали всеобщая бедность и указ “О свободе торговли”, подписанный президентом Ельциным в 1992 году.
Указ разрешал гражданам торговать “в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления”.
Для многих уличная торговля стала единственным способом выжить, а с другой стороны привела к замусориванию улиц и росту криминала. В следующей редакции указа населению разрешалось торговать только в специально отведенных для этого местах.
Сегодня любой, кто решит без специального разрешения продать что-то на улице, должен быть готов выплатить крупный штраф и прокатиться в отделение полиции.
Казино
1997 год, плавучее казино на месте строящегося Храма Христа Спасителя
РИА Новости. Дмитрий Коробейников
После распада СССР одним из развлечений “для элиты” стали казино и игорные клубы, проникшие в крупные города вместе с воздухом свободы. Гостями, как правило, становились бандиты, олигархи и “малиновые пиджаки”.
Развлечением для публики попроще стали игровые автоматы. Автоматы устанавливались при входах в продуктовые магазины, а иногда прямо на улице, собирая возле себя самых подозрительных жителей района, закидывающих в щель звенящие рублевые монеты.
С 1 июля 2009 года любая официальная игорная деятельность на территории РФ, за исключением лотерей, тотализаторов и букмекерских контор, может осуществляться лишь в четырех специальных зонах: Калининградской области, Алтайском, Приморском и Краснодарском краях.
Квас в бочках на улице
Желтая цистерна с красной надписью “Квас” — такой же символ лета, как и тополиный пух, черешня и поливальные машины. Продает обычно женщина в голубом халате, разливая липкий напиток в одноразовые стаканы или пластиковые бутылки.
Все слышали городскую легенду о том, что эти цистерны никто никогда не моет, а на дне водятся черви. Производители же уверяют, что единственное, что можно найти на дне — остатки солода и квасного сусла, а разбавить квас не получится — мгновенно закиснет.
Тем не менее, с 2015 года продажа кваса из бочек на улице официально запрещена на улицах Москвы. Возможен скорый запрет желтых бочек по всей России.