Евгений Дога — композитор, для которого музыка была не просто искусством, а языком чувств, через который он общался с миром и собой. Каждое его произведение, будь то вальс для фильма “Мой ласковый и нежный зверь” или песня “Все начинается с любви”, несет в себе глубокие эмоции: светлая грусть, радость и нежность, неподдающаяся объяснению.
Личная жизнь композитора была не менее проникновенной. Свою супругу Наталью он знал более шести десятков лет, и она согласилась принять его условия, поставив музыку на первое место. В их отношениях не было места для ревности или ограничений: она всегда была готова быть второстепенной, поддерживая его творческий путь.
Родившись в 1937 году в послевоенном молдавском селе Мокра, Дога с раннего детства столкнулся с бедностью и трудностями. Его юность запомнилась самодельным велосипедом, который развалился сразу после того, как он на него сел, а также мандолиной, на которой он сыграл на свадьбе, получив в награду тарелку похлебки. Мать, несмотря на свою трагедию — потерю мужа на фронте, всегда поддерживала сына, хотя и была сдержанной в проявлении чувств.
После школы Евгений решает поступить в ремесленное училище, но мать убеждает его идти в музыкальное училище. И это решение меняет его жизнь. Сначала он учится играть на виолончели, затем поступает в консерваторию, несмотря на тяжёлые условия жизни. Свою первую квартиру, которую он получил в 26 лет, композитор вспоминает как чудо, хотя она была очень маленькой и неудобной. Именно здесь он создал свои самые известные работы, включая вальс “Мой белый город”.
Музыка Рахманинова, Дунаевского и Чайковского вдохновляла Догу на протяжении всей жизни. Он писал музыку для радио, создавал оркестровки и писал песни, которые стали популярными. Вальс из фильма “Мой ласковый и нежный зверь” стал его визитной карточкой, а произведения, такие как вальс к фильму “Граммофон”, вошли в список 200 лучших классических произведений.
Дога был человеком простым, застенчивым, любившим домашних животных. Он часто писал книги о своих питомцах, ценя в них искренность и отсутствие фальши. Однако самым важным для него оставалась семья. С супругой Натальей он прожил более 60 лет. Знакомство с ней произошло летом 1962 года в Кишинёве. Наталья, только что окончившая университет, сразу почувствовала, что встретила своего будущего мужа. Евгений честно сообщил ей, что музыка всегда будет на первом месте, и Наталья согласилась быть второй. Она выучила румынский язык по его просьбе, а затем они несколько раз отметили свою свадьбу в разных городах.
Его мать была той, кто обеспечила его будущее, продав семейный ковер для продолжения его учебы. Евгений всегда говорил, что в ее глазах жила музыка, не как звук, а как способность чувствовать. Когда в 1966 году у них родилась дочь Виорика, супруги старались передать ей те же ценности: уважение к знаниям, свободу выбора и ответственность.
Дога всегда считал, что не знает, что такое любовь, имея в виду ее обесцененную форму. Он не был идеальным семьянином, но всегда стремился обеспечить своим близким достойные условия жизни. Семья была его опорой, а Наталья — его ангелом-хранителем, который создавал в доме уют. Несмотря на многочисленные поклонницы, Наталья никогда не ревновала. Она принимала его такой, какой он был, и это позволило их отношениям сохраниться.
Евгений Дога редко бывал дома и часто бывал в разъездах, но всегда знал, что его семья ждет его. Теперь его нет, но музыка, созданная им, продолжает жить. В ней звучат не только красота и свет, но и все переживания, трудности и искренность его жизни.