Как выбирали себе жен запорожские и донские казаки

snapedit_1732162010739-scaled

Казаки, жизнь которых была полна путешествий и сражений, относились к женитьбе очень ответственно. Казачья жена должна была не только стойко переносить тяготы, на которые ее обрекало длительное отсутствие супруга, но и сама, при необходимости, стать на защиту своего дома. Поэтому к будущей супруге мужчины с Запорожской Сечи и Войска Донского предъявляли целый ряд серьезных требований.

5a3251e213c50f4a13a374bd6d633e2c-800x420-1

Сразу же стоит отметить, что земли, на которых зародилось такое явление, как казачество, никогда не знали крепостного права. Казаки, испытывая ненависть ко всему рабскому, почти никогда не брали в жены крепостных девушек.

Они считали, что рабская психология может передаться через кровь и испортить новое поколение вольных людей. Будущих жен выбирали из свободных семей, мужчины и женщины из которых не знали «барщины» и не привыкли гнуть спину перед господином.

5075-4-73a1d9b5d0ea1557ef9ae9b536adddc8

Но заводили семьи казаки далеко не всегда. На заре вольницы, когда жизнь казаков была наполнена лишениями, походами и битвами, женщины были для воинов только обузой и уязвимым местом. Первые казаки вели холостой образ жизни и имели связи с женщинами «без обязательств».

На Запорожскую Сечь путь женщинам был закрыт, чтобы избавить сплоченный воинский коллектив от склок, интриг и прочих факторов, способных повлиять на дисциплину. На одном из запорожских флагов была надпись: «Козак куда хочет, туда и скачет, никто за ним не заплачет».

111855_900-800x548-1

Женились казаки в довольно зрелом возрасте, когда уходили на покой и оседали в селах и хуторах. Имея за спиной немало походов, ранений и военных трофеев, мужественный казак привлекал девиц, но с точки зрения их родни, был не слишком удачной партией.

Если приближалась война, даже воин самого преклонного возраста мог собраться и отправиться в поход, который мог длиться год или даже два. Часто глава семьи забирал с собой и сыновей, что показал в «Тарасе Бульбе» Гоголь. Примерно такая же ситуация была и на Дону, где также всегда было неспокойно.

Со временем, когда казачество окрепло, воинственные мужчины стали более склонны к семейной жизни. Вдоль Днепра и Дона появилось множество сел и станиц, где казаки жили со своими семьями, ведя крепкое хозяйство. В военное время мужчины оставляли своих жен и отправлялись в войско, а всю мужскую работу приходилось выполнять их благоверным и старшим детям.

4331

Но женщин в Диком Поле и на Дону было совсем немного, а подходящих казаку в качестве жены еще меньше. Поэтому верных и сильных спутниц жизни приходилось искать среди «ясырок» — вольных девушек, плененных во время походов в Крым, Персию или на Кавказ.

Так исторически сложилось, что период с XVI по XVIII столетие основным врагом казачества была Османская империя. Поэтому запорожские казаки регулярно ходили в походы на Крымское ханство, а донские — на владения Блистательной Порты на Кавказ и в Закавказье.

1-8

«Похищение». Франц Рубо

Домой воины возвращались с богатой добычей — драгоценным оружием и посудой, парчовыми тканями, табунами породистых скакунов и, разумеется, с прекрасными пленницами. В чужих землях казаки брали в плен мусульманок из зажиточных, а иногда и аристократических семей, на которых нередко женились.

Первым делом девушек крестили, давая им привычные православному уху имена. Зарема становилась Зоей, Дайра — Дарьей, а Фатима — Феклой. Такая супруга приносила в жизнь воина особый колорит, так как была носителем чужой культуры и языка. Обычаи других стран входили в повседневную жизнь сел и хуторов, благотворно влияя на сообщество.

00-kazak-0010

Среди жен запорожских и донских казаков преобладали татарки и турчанки, терских — чеченки и даргинки, а уральских — ногайки. Представители сибирских казачеств на местных девушках женились крайне редко, предпочитая слать челобитные на Дон с просьбами поделиться пленницами, которые обычно выполнялись.

Но к началу XIX столетия мода жениться на чужестранках постепенно сошла на нет. Земли, на которых жили казаки, стали обжитыми и прекрасных дам для создания семьи можно было найти в избытке. В связи с этим брать в жены «ясырок» стало зазорно и свадьбы играли уже с их правнучками, в которых казачья кровь была смешана с турецкой, черкесской или чеченской.

От таких браков рождались красивые и сильные дети, которые с самых ранних лет знали все тонкости казачьего быта и умели обращаться как с сохой и прялкой, так и с винтовкой и саблей. Народ, не знавший рабства и проживавший на рубежах государства, был надежным оплотом христианства и серьезной военной силой.

5.-798x800-1

Несмотря на то что казаки без зазрения совести угоняли в плен невест из других стран, любое проявление неуважения к женщинам в их среде сурово каралось. Любителя после выпивки распускать дома руки публично пороли плетью, а за изнасилование полагалась смертная казнь.

Казачки были социально защищены обществом. Если глава семьи погибал или попадал в плен во время военного похода, все его имущество безоговорочно переходило супруге и детям. Было принято и помогать вдове всем миром, например, строить дом, если в том была нужда, или покупать необходимый для пропитания детворы скот.

Казачки имели право голоса и даже могли спасти осужденного на смерть, согласившись выйти за него замуж. В этом случае казацкое братство отпускало приговоренного как бы «на поруки», при этом оставляя за собой право внимательно следить за тем, стал он на путь исправления или нет.
atxiftbxhwq-800x526-1

Во все времена казачки были отличными хозяйками. Круглый год они работали — в дома, в поле, на огороде, винограднике или на реке. Успевали женщины и заниматься детьми — казачата всегда были сыты, одеты в чистое и пристроены к домашним хлопотам, сообразно возрасту, полу и способностям.

В случае чего жена казака могла и защитить свой дом. Женщины с ранней юности учились стрелять и орудовать пикой или саблей. До 13 лет все дети играли в одни и те же игры, причем девочкам не полагалось никаких поблажек.

Во время отсутствия мужей защищать свои дома от врагов приходилось самим и часто такая оборона бывала очень успешной. История сохранила немало историй о подвигах казачек. В качестве примера можно привести то, что в 1642 году 800 женщин наравне с мужьями стойко отражали атаки турок в крепости Азов.

26162653.122366.9448

В просвещенном XVIII столетии некоторые женщины из казачьих родов достигли высокого положения в обществе, став фрейлинами императриц. Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова — все эти женщины были родом из казачьих станиц и отличались не только красотой и отвагой, но и остротой ума. Многие из этих дам получили блестящее университетское образование.

Но, несмотря на горячую кровь, женщины, вышедшие из казачества, никогда не принимали участия в переворотах, революциях и свержениях. Они всегда имели консервативные взгляды и были верны православию и данной единожды присяге.