Как рожали в старину или каждый год по ребенку

Без имени-1-восстановлено

Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании.
В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.
Место для родов
Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с тем, что место родов считалось «нечистым». И дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить. Поэтому самым подходящим местом для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.
Поза для родов
Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

1510334484145568615                                                                       Родильный стул XVIII века
Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа. У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов. В Голландии в приданое невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.
Как облегчить роды
Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – нужно открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы. Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания. Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.
Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы.
Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»:
Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут.
Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет.
Там же у Булгакова:
…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ней трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!
Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.
Новорожденный
Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали. Повитуха совершала над младенцем праобраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

1510334787134215930                                                К. В. Лемох. Новый член семьи. 1880-е
Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая, что теперь он будет более сильным и крепким.
Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по-особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты. При этом приговаривали: Мыла баушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху.
После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.
При необходимости бабка-повитуха сама вправляла «золотник» (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.
В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды
Говорят, что партнерские роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины. Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах. Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали: Солоно и горько рожать.
Крещение
Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка: Рожден, а не крещен, так Богдашка.
Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.

1510335430158810772
Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет – значит, ребенок будет здоровым, закружится – к счастью, а если утонет – это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: …Нянюшка сообщила ему, что брошеный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.
Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.
Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.
После родов — сразу в поле?
Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, далеко не верно.

1510335502163975251                                                         А. Венецианов. На жатве. Лето
В начале 12-го века внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, написала трактат о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудных родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.
Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: …А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа.
Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (…) По настоящему-то и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть, кем замениться.
Женщины, находящиеся в суровых жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.
Недостаток гигиены, частые эпидемии, отсутствие медицинской помощи очень сильно сказывались на показателях материнской и детской смертности в те времена. При этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма.

Источник