Можно ли добраться из Лондона в Нью-Йорк менее чем за час? Новая идея строительства трансатлантического тоннеля — ещё концепция, но уже скоро, всё может измениться.
Трансатлантический тоннель: мечта или реальность
Концепция трансатлантического тоннеля, по которому будут двигаться сверхскоростные поезда, использующие технологию магнитной левитации (маглев), уже много лет будоражит умы инженеров и футуристов.
Благодаря этой технологии путешествие на расстояние более 5000 км может стать скачком для глобальной мобильности. Однако у этой идеи высокая цена – как финансовая, так и технологическая.
Успех тоннеля под Ла-Маншем, открывшегося в мае 1994 года, укрепил веру в то, что амбициозный проект осуществим. Но учитывая, что этот лишь 38-километровый участок, соединяющий Англию и Францию, потребовал 6 лет изнурительного строительства, можно представить, сколько времени понадобится, чтобы построить тоннель через весь океан.
Основой проекта станут поезда, движущиеся практически в полном вакууме и способные развивать скорость до 8000 км/ч. Гибкий туннель будет подвешен под поверхностью Атлантического океана на глубине 49 м и стабилизирован системой тросов. Это компенсирует давление морской воды и одновременно защитит тоннель от штормов и волн.
Использование вакуума снижает сопротивление воздуха практически до нуля, что позволяет добиться значительной экономии энергии и экстремальной скорости. Ориентировочная стоимость такого тоннеля — не менее 15,6 трлн долларов, хотя некоторые эксперты называют более высокие цифры, доходящие до 20 трлн.
Финансирование такого проекта потребует международного сотрудничества в беспрецедентных масштабах, а также многолетних инвестиций, которые могут растянуться на десятилетия. Кроме того, возникает вопрос эксплуатационных расходов, которые будут столь же гигантскими, как и само строительство.
Разогнаться до скорости 8000 км/ч, а затем затормозить всего за десяток минут — проблема для физиологии человека. Даже при использовании новейших технологий и систем амортизации, путешествие может оказаться, мягко говоря, некомфортным.
Более того, предварительное изготовление и сборка гигантских сегментов тоннеля потребует разработки новых технологий, например, в области материаловедения и автоматизации строительства.
Дополнительной задачей является обеспечение безопасности – как с точки зрения долговечности, так и с защиты от потенциальных катастроф. Подвешенная в океане конструкция должна быть устойчива к экстремальным погодным явлениям, а также к рискам, связанным со столкновениями с крупными кораблями или подводными препятствиями.
Идея трансатлантического тоннеля не нова. Уже в XIX веке инженеры мечтали соединить Европу и Америку подводным тоннелем. Один из первых проектов, хотя и полностью теоретический, появился в 1913 году, когда журнал Scientific American опубликовал статью о потенциальном тоннеле между Нью-Йорком и Лондоном.
Однако современные концепции основаны на гораздо более продвинутых технологиях. Будет ли когда-нибудь реализован трансатлантический тоннель?
По мнению экспертов, реализация такого проекта сегодня нереальна, в основном из-за огромных затрат и отсутствия соответствующих технологий. Однако то, что сегодня кажется невозможным, через несколько десятилетий может стать реальностью, как когда-то звуковой барьер для самолётов.
P.S. Делитесь своим мнением в комментариях.