20 русских фильмов, которые рекомендует Гарвард

Без имени-1-восстановлено

Недавно Гарвардский университет опубликовал список картин, которые, по его мнению, наиболее важны для истории как искусства, так и человечества. В этот большой список вошли и 20 отечественных фильмов, которые обязательны к просмотру каждому, кто хочет считаться специалистом по кинематографу.
«Киноглаз» (1924 год) и «Человек с киноаппаратом» (1928 год)
Режиссер — Дзига Вертов
1400x0
Эти фильмы нельзя рассматривать отдельно. Оба они похожи на бесценный клад, полный технических трюков, которые были придуманы Вертовым, и до сих пор используются современными режиссерами.
«Броненосец «Потемкин»» (1925 год)
Режиссер — Сергей Эйзенштейн

2
По мнению авторитетных киноведов, режиссеров и обычных зрителей, это один из лучших фильмов в мире. Для того времени монтаж считался новаторским, а сцена на лестнице на сегодняшний день полностью расхватана на цитаты.
«По закону» (1926 год)
Режиссер — Лев Кулешов
3
Для того, чтобы экранизировать рассказ Джека Лондона, Кулешов построил настоящий Юкон практически в центре Москвы. Но больший интерес сегодня вызывают не технические изыски, а моральная дилемма, предложенная главному герою фильма.
«Мать» (1926 год) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927 год)
Режиссер — Всеволод Пудовкин
33
Первый фильм – это классическая экранизация истории о семье, разделенной революцией, а второй повествует о борьбе большевиков и капиталистов. Роднит их актер Александр Чистяков, мастерски и проникновенно сыгравший в каждом из них абсолютно разных персонажей.
«Турксиб» (1929 год)
Режиссер — Виктор Турин
44
Режиссер пропустил самое важное для страны время — революцию, — обучаясь в США. Тем удивительнее, что, вернувшись, он смог снять настолько энергичный и полный оптимизма фильм о строительстве хлопкового пути СССР — Туркестано-Сибирской магистрали.
«Андрей Рублев» (1966 год)
Режиссер — Андрей Тарковский

222
Режиссер показал жизнеописание иконописца в виде альманаха из нескольких притч, связанных основным сюжетом, где можно долго размышлять и о религии, и о власти, и о человеческих взаимоотношениях. Но в первую очередь этот фильм показывает, из какой грязи и крови рождается по-настоящему великое искусство.
«Король Лир» (1970 год)
Режиссер — Григорий Козинцев

111111111
Последний фильм Козинцева не зря попал в этот список. Ни одного слабого кадра, ни одного фальшивого момента в актерской игре, загадочные ракурсы и тени делают эту картину лучшей экранизацией Шекспира в отечественном кино.
«Земля» (1930 год)
Режиссер — Александр Довженко
666666666
Немой фильм о «прелестях» коллективизации и противостоянии кулаков и коммунистов пробирает до самых костей своим пронизывающим сочетанием поэзии и реализма, отчаяния и новой надежды. Чего только стоит сцена похорон главного героя, украшенная новыми песнями про новую жизнь…
«Летят журавли» (1957 год) и «Баллада о солдате» (1959 год)
Режиссеры — Михаил Калатозов и Григорий Чухрай

33333333333333
Это два прекраснейших фильма о войне. Заслужившие «Золотую пальмовую ветвь» «Журавли…» зачаровывают романтикой, операторской работой и красотой Татьяны Самойловой. А скромная и нежная «Баллада…» больно ранит и навсегда остается в сердце.
«Тени забытых предков» (1964 год) и «Цвет граната» (1969 год)
Режиссер — Сергей Параджанов

1400x0
«Тени забытых предков» — пронзительная история любви, которая сильнее смерти, заворожившая тысячи не только советских, но и зарубежных зрителей. «Цвет граната» — фантасмагория красок, где сюжет отступает перед формой на задний план, но это никак не мешает передачи настроения.
«Александр Невский» (1938 год)
Режиссер — Сергей Эйзенштейн

1
Размах батальных сцен, гениальный монтаж, музыка Прокофьева. И вот на горизонте появляется лавина тевтонских рыцарей. Звуки бубнов и дудок сменяются величественной, почти церковной музыкальной темой. Но волноваться, конечно, не стоит — сама природа на нашей стороне, и все немцы уйдут под лед.
«Иван Грозный» (1944 год)
Режиссер — Сергей Эйзенштейн

2
В этой картине восхищает все: от внушительного образа царя, декорация и костюмов до второй части фильма, которая была снята в цвете, но не понравилась Сталину. В наше время кое-какие нюансы актерской игры могут и рассмешить зрителя, но нешуточная мощь картины снимает все вопросы.
«Обыкновенный фашизм» (1967 год)
Режиссер — Михаил Ромм

3
Документальный шедевр Ромма рекомендуется для просмотра каждому зрителю. Даже на избалованного фильмами ужасов человека это гремучее сочетание страшных кадров, жесткого, «без купюр» рассказа за кадром и бравурной музыки окажет неописуемый эффект.
«Война и мир» (1967 год)
Режиссер — Сергей Бондарчук

4
Попытка Бондарчука перенести на экран самый неподъемный роман русского классика была дерзкой, но увенчалась успехом. Советскому режиссеру, в глаза не видевшему настоящего дворянства, удалось передать вкус и цвет той эпохи, поэтому на сегодняшний день у картины так и нет достойных соперников.
«Восхождение» (1976 год)
Режиссер — Лариса Шепитько

5
Режиссура гениальной Ларисы Шепитько в сочетании с пронизывающей музыкой и игрой актеров почти что вынимают из зрителя душу. Этот военный фильм, поднимающий важнейшие вопрос морали и нравственности, можно смело назвать притчей.
«Ностальгия» (1983 год)
Режиссер — Андрей Тарковский

6
Говорят, что именно из этого фильма родилась «тарковщина», испортившая многих начинающих режиссеров: классическая музыка, обрывки стихов, многозначительность и везде туман, в прямом и переносном смысле. Его можно любить или не любить, но в данном случае это настоящее искусство, без всяких кавычек.
«Русский ковчег» (2002 год)
Режиссер — Александр Сокуров

44
Сокуров сделал основой всего фильма технический прием, когда камера в течение полутора часов путешествует по Зимнему дворцу, «культурному ковчегу» России. Фильм снят «целиком», без единой монтажной склейки. Безусловно, в данном случае это невероятно красиво.

Источник